Добрый день уважаемые родители и наши ребятки! Предлагаю вашему вниманию цикл занятий по теме «Мы читаем А.Л. Барто» и
поработать над заданиями, которые предлагаются вашему вниманию.
1 -занятие
-Прочитать детям небольшие стихи и попросить их определить о каком времени года в них говорится.
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
Черемуха, черемуха
В овраге расцвела.
Черемуха, черемуха
Стоит белым-бела.
Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе - вспышки молний.
Листья…. Листья….
Листопад.
Не расчистить школьный сад.
2.Подобрать слово к схеме ЗКСК.
3.Прочитайте ребенку стихотворение А. Барто
У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села с мамой посидела,
Встала к бабушке пошла.
Попросите перечислить все, что делала Таня.
4. Поиграйте в игру «Наоборот»
-Таня большая девочка? - нет Таня маленькая.
-Таня трудолюбивая девочка? – нет ленивая.
-Таня работала весь день? – нет отдыхала.
-Это хорошо? – нет это плохо.
5. Повторите с детьми игру «Стадо»
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
И рычать нам было надо.
Мы рычали «»Р-р-р!»
«Мы мычали «МУ!»
По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!»
Не слыхали замечаний Анны Николаевны.
А она сказала строго:
-Что за шум такой у вас?
Я детей видала много-
Таких вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ:
-Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы,
Мы – собаки
И коровы!
А она в ответ:
- Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух.
Я прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
6.Подобрать слова родственные к слову- работала (работать, работник, рабочий, работница, обрабатывать, работа, работяга, перерабатывать).
7. Поделить слова на слоги: бычок, машина, лошадка, слон, коробка, капитан, зайка, мишка, мяч, Таня.
7. Прочитать предложения и составить их схему:
Я люблю свою лошадку. Сонный мишка лег в кровать. Оторвали мишке лапу. На парад идет отряд.
2- занятие
-Отгадать загадку:
Он живет в лесу густом,
И в берлоге его дом.
Любит ягоды и мед –
Сладкоежкою слывет.
Кто это? Как вы догадались?
-Прочитать ребенку сказку «Медвежонок – невежа», побеседовать по содержанию:
1.Почему автор называет медвежонка невежей? Кто такой невежа? Как вел себя медвежонок-невежа?
2.Каким же был медвежонок? Почему он был таким? Можно ли баловать детей?
-Скажи «наоборот». Вежливый-……., воспитанный -……., чистюля - …..
-Раздели слова на слоги: медвежонок, медведь, мёд, дерево.
-Подобрать к схеме слово из четверостишья:
Но вот дошло и до того,
Что на медведя самого,
На родного папу,
Мишка поднял лапу.
Назвать гласные звуки в этом слове, ударный звук, согласные звуки.
-Подобрать родственные слова к слову медведь.
-Прочитать предложения и составить к ним схемы ( полоски и на них треугольники).
Пришел сынок домой. Нашел он мед пчелиный. Сыночек дисциплины совсем не признает. Уляжется медведица под деревом.
3 занятие
-Определить количество слогов в словах: мишка, бычок, мяч, табуретка.
-Подобрать слова к звуковым схемам: ЗКССК, ССКС, СКЗСК, СКЗСК- бычок, зайка, слон, мишка.
-Повторить сказку «Гуси-лебеди».
-Подобрать слова родственники к слову – гусь.
-Подумайте и определите из какого стихотворения все эти слова: стадо, собаки, коровы, лают, пастух, веду.
-Повторить игру «Стадо».
4 занятие
-Выучить стихотворение В. Берестова «Как хорошо уметь читать»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
-Подобрать слова признаки для человека, который любит читать.
-Подобрать слова признаки о человеке, который не любит читать.
-Читаем книгу «Мой букварь» - в конце маленькие тексты.
МАЙ (вторая неделя)
Продолжаем наши занятия. Первая неделя мая посвящена темам:
«Поздняя весна. Весенние цветы», «Перелетные птицы весной», «Насекомые весной».
1 занятие
-Прочитайте отрывок рассказа И. Соколова-Микитова «Лес ранней и поздней весной»
Хорош лес ранней и поздней весной, когда начинает в нем пробуждаться в нем бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные смолистыми почками ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. На лесных полянах появились первые проталины. Кое где на припеке начинают зацветать перелески. Пахнет смолистыми почками. Поют дрозды.
Придет радостный день – зеленою дымкою покроется опушка березового леса. Над желтыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. В кустах на берегу реки звонко запел первый соловей.
Попросите ребенка ответить на вопросы:
*Как описан в рассказе лес ранней весной? *Что автор говорит о снеге, ветках берез, проталинах, первых весенних цветах?
-Постараться рассмотреть картин С. Жуковского «Весенняя вода» и Н. Дубовского «Весенний вечер», задать детям вопросы:
*Какой период весны изображен на картине? *Что за место изобразил художник?
*Как выглядят деревья, земля, небо?
Сравнить картины, что у них общего и какие различия.
-Поучить текст подвижной игры «Веснянка». Придумать движения к игре.
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки на улице
Все журчат, журчат
Журавли курлыкают
И летят, летят.
-Поиграть в игру «У кого кто?» У стрижа – стрижата; у журавля –журавлята; у скворца – скворчата; у грача – грачата и т. д.
-Поиграть в игру «С какой ветки детки?» Листья с березы – березовые листья; листья с клена – кленовые листья; листья с рябины – рябиновые листья: листья с дуба -……; листья с ивы -……; листья с липы …….; листья с осины -………..
-Похвалить обязательно ребенка, пусть что – то не получилось, или не хотел выполнять. Найти, за что похвалить!
2 занятие
-Подобрать слова действия для скворца, изменяя слово лететь ( облетел, вылетел, залетел, слетел, взлетел, летел, перелетел).
-Рассмотреть картину «Птицы весной» и поговорить с детьми.
*Кого изобразил художник на картине? С чем она нас познакомит?
*Каких перелетных птиц мы видим на картине? Что они делают?
*Как художник изобразил природу поздней весной?
-Повторить игру «Веснянка»
-Составление целого рассказа по картине.
3 занятие
-Назовите из предложенных названий насекомых (стрекоза, жук, мотылек, бабочка, кузнечик, муха, комар) - насекомого в названии которого есть звук Ч; в названии которого третий звук К; в названии которого есть мягкий звук Ль,; твердый согласный звук З.
-Прочитать сказку «Как кузнечик помогал слабым»
Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зазеленела травка. Уже появились первые одуванчики. В выходные Ариша с папой и с мамой поехали на дачу. Утром девочка вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке. Она увидела, как широкий листочек одуванчика приподнялся, и услышала, как кто- то крикнул: «Пора вставать!» Как вы думаете, кто бы это мог быть? Это был кузнечик. Он вскочил со своей зеленой постели и стал заниматься зарядкой: приседал, прыгал, потом обтерся росой. Давай покажем как кузнечик делал зарядку.
Раз, два, три, четыре.
Расправляем плечи шире,
На носочках покружились,
Низко – низко поклонились.
А потом поприседали
От зарядки мы устали.
А потом кузнечик надел свой зеленый мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик, и запел свою боевую песню:
У меня закон простой –
Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый – помогу.
Я иначе не могу
И только он пропел песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать. Но тут кузнечик закричал:
-Отпусти зайчонка, не то худо будет!
-Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю! – засмеялась лиса.
-Ах так?! – воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адъютанту- комару. Комар затрубил, понесся к лисе и впился ей прямо в кончик носа. Лиса тотчас же выпустила зайчонка, завопила и убежала. А зайчонка и след простыл. Вот как его спас боевой кузнечик.
Отгадать загадки:
Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у ………
Прыгун длинноногий кобылкой зовется
И стрекот кобылки в траве раздается
И скачет кобылка как заводная
Я более прыткой кобылки не знаю.
………Только кузнечик спас зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук-рогач обижает бабочку-красавицу. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога. Крылышки от этого портятся и бабочки погибают. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу – свой боевой вертолет – и полетел прямо на жука. Скорее превращайтесь в стрекоз и летите вместе с кузнечиком.
Летит стрекоза, как горошины глаза.
Вверх, вниз, взад, вперед,
Как прозрачный самолет.
..Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.
-Предложить ребенку нарисовать бабочку и заштриховать ее.
После боя кузнечик почувствовал, что очень устал. Он вернулся домой, снял мундир и прилег отдохнуть. Так закончилась сказка, которую увидела Аришка на полянке возле дома.
-Рассказать чистоговорку на выдохе: У осы - не усы, не усищи, а усики.
-Подобрать названия насекомых, которые подходят к схемам из сказки: СКС, СКСКС, СКСКЗСК.
МАЙ (третья неделя)
Тема: «Мы читаем. А.С. Пушкин»
1 занятие
-Сегодня мы будем говорить про «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
-Подберите слова признаки к слову – рыбка (какая она: золотая, блестящая, сказочная, волшебная, красивая).
-Игра «Золотая рыбка» - мы будем составлять предложение из рассыпавшихся слов. Золотая, в, океане, живет, рыбка. Составили предложение, а теперь запишите его схему, разберите его по треугольникам.
-Упражнение «Шифровки»
Определить какая схема подходит под слова из сказки: Старуха, слуги, старик.
ССАСУСА – гласные буквы прописаны уже в шифровке, необходимо вместо С и З разместить согласные твердые или мягкие
ССАЗИС, ССУЗИ.
-Познакомить детей со сказкой «Золотая рыбка»
Поговорить по содержанию: Куда посылала старуха старика? Почему? Почему рыбка не выполнила последнего желания старухи? Каким был старик?
-Игра «Скажи наоборот»
Старик добрый, а старуха……..
Старуха строптивая, а старик …. покорный (объяснить значения слов).
Сначала море спокойное, а потом……….
Землянка была старая, а терем…………
Одежда у старика была бедной, а у боярыни………..
Землянка была низкой, а терем……….
-Игра «В синем море» Расскажите что делает рыбка в синем море-океане (подобрать слова действия повторить на какие вопросы они отвечают, каким треугольником мы обозначаем)
-Игра «Семейка слов» - подбор однокоренных слов к слову рыбка.
*Как назвать очень большую рыбу? -рыбища.
*Как называют пирог с рыбой? – рыбник.
*Как называют процесс ловли рыбы?
*Как называют человека, который ловит рыбу?
*Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху?
*Что делал старик на море?
*Как называют суп из рыбы?
-Попросить детей записать эти однокоренные слова под диктовку.
Итог: Какие черты характера у героев в этой сказке вы считаете отрицательными?
2 занятие
-Познакомить детей со «Сказкой о царе Салтане»
-Перечислите героев сказки.
-Игра «Звуковая чехарда»
*Назвать героев сказки, имена которых заканчиваются твердым звуком Н (Гвидон, Салтан).
*В названиях кого из герое есть твердый согласный Х )Ткачиха, повариха, Бабариха).
*Имя кого из герое содержит два звука Р (Черномор).
*Название кого из героев начинается с мягкого согласного Ль (Лебедь).
-Упражнение подбери схему. Определить какая схема соответствует данным словам. Салтан, Гвидон, Бабариха, ткачиха
СКССКС, СЗКСКС, ССКЗКСК, СКСКЗКСК
-Игра «Вспомни сказку»
*Белка песенки поет, да орешки все грызет – из какой сказки?
*У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?
*В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?
*В какой сказке главный герой превращается в насекомых и в каких?
-Выучить и выполнить произвольные движения при воспроизведении:
Тут князь очень уменьшился
Шмелем он оборотился
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихонько опустился
На корму – и в щель забился.
-Познакомить детей с другими сказками А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о медведихе»
Итог: Что особенно тебе понравилось на занятии?
3 занятие
-Угадай, из какой сказки слова и подскажи словечко.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир…….»
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать…….
Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися
А медведиха осержалася…………
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее………..
-Игра «Семейка слов» Слово звездочет из какой сказки? Из каких слов оно состоит? А какое слово можно образовать из слов звезда и падать; звезда и лететь? Как можно назвать маленькую звезду? А небо на котором много звезд?
Попросите детей записать все родственные слова, которые получились. Уточнить, что у них одна и та же часть слова есть у всех.
-Игра «Будь внимательным»
*В какой сказке А.С. Пушкина «помутилося синее море»?
*В какой сказке «вьется вьюга, снег ложится на поля»?
*В какой сказе море спокойное «не шумит оно не хлещет»?
*В какой сказке «лихие гости едут с моря»?
-Игра «Составь и прочитай слова» из слогов: Е, ЛИ, СЕЙ; ДА, ДОН; САЛ, ТАН; ГВИ, ДОН.
-Упражнение «Подбери слово к схеме» СКСКС
-Выучить отрывок из сказки читать выразительно:
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркалом своим
Перемолвилася с ним….
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Молвит зеркальце в ответ.
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!...
«Ах ты мерзкое стело!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Итог: Понравилась ли сказка? Кто из героев вам симпатизирует?
4 занятие
-Познакомить детей с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и людмила»
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом….
Идет направо - песнь заводит
Налево сказку говорит,
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей….
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон без дверей….
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…..
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…..
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря….
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой…..
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух……Там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
-Упражнение «Раздели на слоги» слова: крыльцо, старуха, дорогая, соболья, душегрейка, кичка, маковка, жемчуги, золото, перстни, сапожки.
-Игра «Назови сказки А.С. Пушкина» с которыми познакомился. Какая сказка тебе понравилась больше всех и почему?
-Повторите пожалуйста чистоговорки, которые учили с четким проговариванием всех звуков.
-Постарайтесь выучить отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» и читать его четко, выразительно