Учитель-логопед

Учитель-логопед

 

Фамилия, имя, отчество: Бородина Елена Николаевна

Наименование должности: учитель - логопед

Стаж педагогической работы: 31год

Образование: высшее

Категория: первая

 

Добрый день уважаемые родители и наши ребятки! Предлагаю вашему вниманию  цикл занятий по теме «Мы читаем А.Л. Барто» и

 поработать над заданиями, которые предлагаются вашему  вниманию.

1 -занятие

-Прочитать детям небольшие стихи и попросить их определить  о  каком  времени года  в них говорится.

            Мы не ели, мы не пили,

            Бабу снежную лепили.

 

Черемуха, черемуха

В овраге расцвела.

Черемуха, черемуха

Стоит белым-бела.

 

            Начинается гроза,

            Потемнело в полдень,

            Полетел песок в глаза,

            В небе - вспышки молний.

 

Листья…. Листья….

Листопад.

Не расчистить школьный сад.

 

2.Подобрать слово к схеме  ЗКСК.

 

3.Прочитайте ребенку стихотворение А. Барто

            У Танюши дел не мало,

            У Танюши много дел:

            Утром брату помогала,

            Он с утра конфеты ел.

            Вот у Тани сколько дела:

            Таня ела, чай пила,

            Села с мамой посидела,

            Встала к бабушке пошла.

Попросите  перечислить все, что делала  Таня.

 

4. Поиграйте в игру «Наоборот»

-Таня большая девочка?  - нет Таня маленькая.

-Таня трудолюбивая девочка? – нет ленивая.

-Таня работала весь день? – нет отдыхала.

-Это хорошо? – нет это плохо.

5. Повторите с детьми игру «Стадо»

            Мы вчера играли в стадо,

            И рычать нам было надо.

            И рычать нам было надо.

            Мы рычали «»Р-р-р!»

«Мы мычали «МУ!»

По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!»

Не слыхали замечаний Анны Николаевны.

А она сказала строго:

-Что за шум такой у вас?

Я детей видала много-

Таких вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:

-Никаких детей тут нет!

Мы не Пети и не Вовы,

Мы – собаки

И коровы!

А она в ответ:

- Да что вы?

Ладно, если  вы коровы,

Я тогда – пастух.

Я прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.

6.Подобрать слова родственные к слову- работала (работать, работник, рабочий, работница, обрабатывать, работа, работяга, перерабатывать).

7. Поделить слова на слоги: бычок, машина, лошадка, слон, коробка, капитан, зайка, мишка, мяч, Таня.

7. Прочитать предложения и составить их схему:

Я люблю свою лошадку. Сонный мишка лег в кровать. Оторвали мишке лапу. На парад идет отряд.

 

2- занятие

 

-Отгадать загадку:

Он живет в лесу густом,

И в берлоге его дом.

Любит ягоды и мед –

Сладкоежкою слывет.

Кто это? Как вы догадались?

-Прочитать ребенку сказку «Медвежонок – невежа», побеседовать по содержанию:

1.Почему автор называет медвежонка невежей? Кто такой невежа? Как вел себя медвежонок-невежа?

2.Каким же был медвежонок? Почему он был таким? Можно ли баловать детей?

-Скажи «наоборот». Вежливый-……., воспитанный -……., чистюля - …..

-Раздели слова на слоги: медвежонок, медведь, мёд, дерево.

-Подобрать к схеме слово из четверостишья:

            Но вот дошло и до того,

            Что на медведя самого,

            На родного папу,

            Мишка поднял лапу.

Назвать гласные звуки в этом слове, ударный звук, согласные звуки.

-Подобрать родственные слова к слову медведь.

-Прочитать предложения и составить к ним схемы ( полоски и на них треугольники).

Пришел сынок домой. Нашел он мед пчелиный. Сыночек дисциплины совсем не признает. Уляжется медведица под деревом.

 

3 занятие

-Определить количество слогов в словах:  мишка, бычок, мяч, табуретка.

-Подобрать слова к звуковым схемам: ЗКССК, ССКС, СКЗСК, СКЗСК-  бычок, зайка, слон, мишка.

-Повторить сказку «Гуси-лебеди».

-Подобрать слова родственники к слову – гусь.

-Подумайте и определите из какого стихотворения все эти слова: стадо, собаки, коровы, лают, пастух, веду.

-Повторить игру «Стадо».

 

4 занятие

-Выучить стихотворение  В. Берестова «Как хорошо уметь читать»

            Как хорошо уметь читать!

            Не надо к маме приставать,

            Не надо бабушку трясти:

            «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

            Не надо умолять сестрицу:

            «Ну прочитай еще страницу!»

            Не надо звать,

            Не надо ждать,

            А можно взять и прочитать!

-Подобрать слова признаки  для человека, который любит читать.

-Подобрать слова признаки о человеке, который не любит читать.

-Читаем  книгу «Мой букварь» - в конце маленькие тексты.

 

                                МАЙ  (вторая неделя)

 

 

            Продолжаем наши занятия. Первая неделя мая посвящена темам:

«Поздняя весна.  Весенние цветы», «Перелетные птицы весной», «Насекомые весной».

            1 занятие

-Прочитайте отрывок рассказа И. Соколова-Микитова «Лес ранней и поздней весной»

            Хорош лес ранней и поздней весной, когда начинает в нем пробуждаться в нем  бурная  жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные смолистыми  почками ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. На лесных полянах появились первые проталины. Кое где на припеке начинают зацветать перелески. Пахнет смолистыми почками.  Поют дрозды.

            Придет радостный день – зеленою дымкою покроется опушка березового леса. Над желтыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. В кустах на берегу реки звонко запел первый соловей.

           

Попросите ребенка ответить на вопросы:

*Как описан в рассказе лес ранней весной? *Что автор говорит о снеге, ветках берез,  проталинах, первых весенних цветах?

 

-Постараться рассмотреть картин С. Жуковского «Весенняя вода» и Н. Дубовского «Весенний вечер», задать детям вопросы:

*Какой период весны изображен на картине? *Что за место изобразил художник?

*Как выглядят деревья, земля, небо?

Сравнить картины, что у них общего и какие различия.

 

-Поучить текст  подвижной игры «Веснянка». Придумать движения к игре.

А уж ясно солнышко         

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки на улице

Все журчат, журчат

Журавли курлыкают

 И летят, летят.

 

-Поиграть в игру «У кого кто?»   У стрижа – стрижата;  у журавля –журавлята;  у скворца – скворчата; у грача – грачата и т. д.

 

-Поиграть в  игру «С какой ветки детки?»  Листья с березы – березовые листья; листья с клена – кленовые листья; листья с  рябины – рябиновые листья: листья с дуба -……;  листья с ивы -……; листья с липы …….;  листья с осины -………..

 

-Похвалить обязательно ребенка, пусть что – то не получилось, или не хотел выполнять. Найти, за что похвалить!

 

2 занятие

 

-Подобрать слова действия для скворца, изменяя  слово лететь ( облетел, вылетел, залетел, слетел, взлетел, летел, перелетел).

 

-Рассмотреть картину «Птицы весной» и поговорить с детьми.

*Кого изобразил художник на картине? С чем она нас познакомит?

*Каких перелетных птиц  мы видим на картине? Что они делают?

*Как художник изобразил природу поздней весной?

 

-Повторить игру «Веснянка»

 

-Составление целого  рассказа по картине.

 

3 занятие

 

-Назовите  из предложенных названий насекомых  (стрекоза,  жук, мотылек, бабочка,  кузнечик,  муха, комар)  - насекомого в названии которого есть звук Ч;  в названии которого третий звук К;  в названии которого есть мягкий звук Ль,; твердый согласный звук З.

 

-Прочитать сказку «Как кузнечик помогал слабым»

 

            Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зазеленела травка. Уже появились первые одуванчики. В выходные  Ариша с папой и с мамой поехали на дачу. Утром девочка вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке. Она увидела, как широкий листочек одуванчика  приподнялся, и услышала, как кто- то крикнул: «Пора вставать!» Как вы думаете, кто бы это мог быть? Это был кузнечик. Он вскочил со своей зеленой постели и стал заниматься зарядкой: приседал, прыгал, потом обтерся росой.  Давай покажем как кузнечик делал зарядку.

            Раз, два, три, четыре.

            Расправляем плечи шире,

            На носочках покружились,

            Низко – низко поклонились.

            А потом поприседали

            От зарядки мы устали.

  А потом кузнечик надел свой зеленый мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик, и запел свою боевую песню:

                        У меня закон простой –

                        Побеждаю всех, кто злой!

                        Кто же слабый – помогу.

                        Я иначе не  могу

  И только он пропел песню, как увидел страшную картину:  маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать. Но тут кузнечик закричал:

 -Отпусти зайчонка, не то худо  будет!

-Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю! – засмеялась лиса.

-Ах так?! – воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адъютанту-  комару. Комар затрубил, понесся к лисе и впился ей  прямо в кончик носа.  Лиса тотчас же выпустила зайчонка, завопила и убежала. А зайчонка и след простыл. Вот как его спас боевой кузнечик.

                        Отгадать  загадки:

            Звон весь день в ушах стоит.

            Надо мною кто звенит?

            Прилетел он со двора.

            Длинный нос у ………

                                   Прыгун длинноногий кобылкой зовется

                                   И стрекот кобылки в траве раздается

                                   И скачет  кобылка как заводная

                                   Я более прыткой кобылки не знаю.

………Только кузнечик спас зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук-рогач обижает бабочку-красавицу. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога. Крылышки от этого портятся и бабочки погибают. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу – свой боевой вертолет – и полетел прямо на жука. Скорее превращайтесь в стрекоз и летите вместе с кузнечиком.

            Летит стрекоза, как горошины глаза.

            Вверх, вниз, взад, вперед,

            Как прозрачный самолет.

..Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.

-Предложить ребенку нарисовать бабочку и заштриховать ее.

            После боя кузнечик почувствовал, что очень устал. Он вернулся домой, снял мундир и прилег отдохнуть. Так закончилась сказка, которую увидела Аришка на полянке возле дома.

 

-Рассказать чистоговорку на выдохе:  У осы - не усы, не усищи, а усики.

 

-Подобрать названия насекомых, которые подходят к схемам из сказки:  СКС, СКСКС, СКСКЗСК.

 

 

          МАЙ  (третья неделя)

 

Тема:   «Мы читаем. А.С. Пушкин»

 1 занятие

-Сегодня мы будем говорить про «Сказку   о рыбаке и рыбке»  Александра Сергеевича Пушкина.

-Подберите слова признаки к слову – рыбка (какая она: золотая, блестящая, сказочная, волшебная, красивая).

-Игра «Золотая рыбка» - мы будем составлять предложение из рассыпавшихся слов. Золотая, в, океане, живет, рыбка. Составили предложение, а теперь запишите его схему, разберите его по треугольникам.

-Упражнение «Шифровки»

Определить какая схема подходит под слова из сказки: Старуха, слуги, старик.

    ССАСУСА – гласные буквы прописаны уже в шифровке, необходимо вместо С и З разместить согласные  твердые или мягкие

ССАЗИС,  ССУЗИ.

-Познакомить детей со сказкой «Золотая рыбка»

Поговорить по содержанию: Куда посылала старуха старика?  Почему? Почему рыбка не выполнила последнего желания старухи? Каким был старик?

-Игра  «Скажи наоборот»

Старик добрый, а старуха……..

Старуха строптивая, а старик  …. покорный (объяснить значения слов).

Сначала море спокойное, а потом……….

Землянка была старая, а терем…………

Одежда  у старика была бедной, а у боярыни………..

Землянка была низкой, а терем……….

-Игра «В синем море» Расскажите что делает рыбка  в синем море-океане (подобрать слова действия повторить на какие вопросы они отвечают, каким треугольником мы обозначаем)

-Игра «Семейка слов» - подбор однокоренных слов к слову рыбка.

*Как назвать очень большую рыбу?  -рыбища.

*Как называют пирог с рыбой? – рыбник.

*Как называют процесс ловли рыбы?

*Как называют человека, который ловит рыбу?

*Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху?

*Что делал старик на море?

*Как называют суп  из рыбы?

-Попросить детей записать эти однокоренные слова под диктовку.

Итог: Какие черты характера у героев в этой сказке вы считаете отрицательными?

 

 

 

2  занятие

-Познакомить детей со «Сказкой о царе Салтане»

-Перечислите героев сказки.

-Игра «Звуковая чехарда»

*Назвать героев сказки, имена которых заканчиваются твердым звуком Н (Гвидон, Салтан).

*В названиях кого из герое есть твердый согласный Х )Ткачиха, повариха, Бабариха).

*Имя кого из герое содержит два звука Р (Черномор).

*Название кого из героев начинается с мягкого согласного Ль (Лебедь).

-Упражнение подбери схему.  Определить какая схема соответствует данным словам.   Салтан, Гвидон, Бабариха, ткачиха

                СКССКС,     СЗКСКС, ССКЗКСК, СКСКЗКСК

-Игра «Вспомни сказку»

*Белка песенки поет, да орешки все грызет – из какой сказки?

*У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?

*В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?

*В какой сказке главный герой превращается в насекомых и в каких?

-Выучить и выполнить произвольные движения при  воспроизведении:

Тут князь очень уменьшился

Шмелем он оборотился

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихонько опустился

На корму – и в щель забился.

-Познакомить детей с другими сказками А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне»,  «Сказка о медведихе»

Итог: Что особенно тебе понравилось на занятии?

 

3 занятие

 

-Угадай, из какой сказки слова и подскажи словечко.

 

            Три девицы под окном

            Пряли поздно вечерком.

            «Кабы я была царица, -

            Говорит одна девица,-

            То на весь крещеный мир…….»

 

                        Чтоб концы своих владений

                        Охранять от нападений,

                        Должен был он содержать…….

 

Медвежатушки испугалися,

За медведиху  бросалися

А медведиха осержалася…………

 

            «Свет мой, зеркальце! Скажи

            Да всю правду  доложи:

            Я ль на свете всех милее………..

-Игра «Семейка слов»    Слово звездочет из какой сказки?  Из каких слов оно состоит? А какое слово можно образовать из слов звезда и падать; звезда и лететь?  Как можно назвать маленькую звезду? А небо на котором много звезд?

Попросите детей записать все родственные слова, которые  получились. Уточнить, что  у них одна и та же часть слова есть у всех.

-Игра «Будь внимательным»

*В какой сказке А.С. Пушкина «помутилося синее море»?

*В какой сказке «вьется вьюга, снег ложится на поля»?

*В какой сказе море спокойное «не шумит оно не хлещет»?

*В какой сказке «лихие гости едут с моря»?

-Игра «Составь и прочитай слова» из слогов: Е, ЛИ, СЕЙ; ДА, ДОН;  САЛ, ТАН; ГВИ, ДОН.

-Упражнение «Подбери слово к схеме»     СКСКС

-Выучить отрывок из сказки читать выразительно:

            На девичник собираясь,

            Вот царица, наряжаясь,

            Перед зеркалом своим

             Перемолвилася с ним….

            «Я ль, скажи мне, всех милее,

            Всех румяней и белее?»

            Молвит зеркальце в ответ.

            «Ты прекрасна, спору нет;

            Но царевна всех милее,

            Всех румяней и белее».

            Как царица отпрыгнет,

            Да как ручку замахнет,

            Да по зеркальцу как хлопнет,

            Каблучком-то как притопнет!...

            «Ах ты мерзкое стело!

            Это врешь ты мне назло.

            Как тягаться ей со мною?

            Я в ней дурь-то успокою.

            Вишь какая подросла!

            И не диво, что бела:

Итог: Понравилась ли сказка? Кто из героев вам симпатизирует?

 

4 занятие

 

-Познакомить детей с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и людмила»

            У лукоморья дуб зеленый          

            Златая цепь на дубе том.

            И днем и ночью кот ученый

            Все ходит по цепи кругом….

            Идет направо - песнь заводит

            Налево сказку говорит,

            Там чудеса: там леший бродит,

            Русалка на ветвях сидит…

            Там на неведомых дорожках

            Следы невиданных зверей….

            Избушка там на курьих ножках

            Стоит без окон без дверей….

            Там лес и дол видений полны;

            Там о заре прихлынут волны

            На брег песчаный и пустой,

            И тридцать  витязей прекрасных

            Чредой из вод выходят ясных,

            И с ними дядька их морской…..

            Там королевич мимоходом

            Пленяет грозного  царя…..

            Там в облаках перед народом

            Через леса, через моря

            Колдун несет богатыря….

            В темнице там царевна тужит,

            А бурый волк ей верно служит 

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой…..

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух……Там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил,

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

-Упражнение «Раздели на слоги» слова: крыльцо, старуха, дорогая, соболья, душегрейка, кичка, маковка, жемчуги, золото, перстни, сапожки.

-Игра «Назови сказки А.С. Пушкина»  с которыми познакомился. Какая сказка тебе понравилась больше всех и почему?

-Повторите пожалуйста  чистоговорки, которые учили с четким проговариванием всех звуков.

-Постарайтесь выучить отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» и читать его четко, выразительно

           

 

           

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей "Развиваем речь играя"

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики руки у детей с ОНР"

 

 

Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных".

 

Дата последнего обновления страницы 27.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения